Из воспоминаний В.В. Худякова, ученика 6 гимназии 1946- 1954 года

Вторник, 05 Октября 2010 года

  
                   По-моему, это было вчера

Архангельск - моя родина. Это и ранние годы и школа и институт. Это радости и горе, это дружба и все, что с ней связано. Это семья, это планы и надежды.
Посмотрев несколько серий сериала "ШКОЛА", невольно задаешся вопросом-Что это? Слепок с нашей действительности или бред больного воображения? Получается, что и то и другое. И правда и ложь в одном флаконе. Не может быть здоровой школы в больной стране, во всяком случае длительное время. Ведь пудрят мозги молодым более20-ти лет, и конца этому, к сожалению, пока не видно.
Школа №6. У меня сохранились о ней самые теплые и самые светлые воспоминанья.
Я не оканчивал школу №6. Я окончил школу №3, что находилась на углу Свободы и Павлина Виноградова в старинном здании гимназии, но до 1954 года учился в 6-й школе до 8 класса и все, что во мне смогли пробудить, в меня впихнуть, что-то во мне построить, было сделано в этой школе, теми учителями, друзьями, соучениками и просто знакомыми того района.
Кирха. Какое замечательное здание красиво исполненное ранее и с умом приведенное в порядок позднее. А в наш период это был спортивный зал нашей школы с уроками физкультуры, с кольцами, канатом, шведской стенкой,конем, матами в виде больших матрасов и главное баскетболом, волейболом и акробатикой. Это было интересное время, очень приятный период. Уже  тогда , а тем более позднее, в период учебы в институте многие знали моего двоюродного брата Алика Парфенова (кличка "Рыжый" ), Вовку Россохина и других парней больных баскетболом да и другими видами спорта. Баскетбол тогда активно набирал популярность и Кирха играла роль своеобразного центра при проведении встреч разного местного уровня. Зимой конечно лыжи, бег на 10км с пляжа через Северную Двину дважды туда и обратно. Весной и осенью бег по Набережной на100,400 и 1500м, эстафеты.
Работа учителя чрезвычайно сложна и тяжела и физически и морально и порой очень неблагодарна, да и не ценится, как положено. Учитель не просто учит математике, биологии, литературе , языку - это прикладное, как и в науке. Учитель всей своей жизнью и отношением к своему делу преподает понятия порядочности, благородства, чести, совести.
1946-54 г, это наш и мой в том числе период учебы в этой школе. Помнится очень многое так ясно, что было это вроде бы совсем недавно, буквально несколько лет назад. Помнится не только хорошее, но и плохое,за что стыдно ,поскольку это плохое исходило с нашей стороны ,от учеников первых послевоенных лет. Я хорошо помню многих учителей того периода, но некоторых особенно.
Краскова Зинаида Михайловна- русский язык и литература.
Статная женщина , с благородной осанкой, умница, всегда прекрасно, но строго одета для того трудного времени. У нее было любимое выраженье- "В каждом человеке должно быть чувство собственного достоинства". В ней оно было заложено, видимо, с молоком матери.
Лицо ее было покрыто оспинками , но они совершенно ее не портили . Даже эту тяжелую, особенно для женщин, отметину былой болезни она несла с достоинством. Я уверен, что ее интересные, творческие уроки во многих заложили любовь к русской литературе и не только к ней.
Лев Шавельевич- преподаватель математики. В интернете на сайте гимназии №6 я нашел фамилию- Матлин и понял, что это он. До этого помнил только имя и отчество.
Это чистый аристократ, чрезвычайно интересный человек во всем, особенно в знаниях , в одежде, эрудиции, манере преподавания. Его уроки очень любили, поскольку они были с изюминкой. Регулярные решения задач на скорость, на сообразительность, на количество , на другой способ решения. Часто это сопровождалось наградами: тетрадками, карандашами , ручками, перышками, стирательными резинками и даже промокашками. Вроде бы пустяк , но как было интересно, появлялась гордость, что и ты можешь победить, благодаря своим знаниям.
В каждом классе обязательно найдется самый верткий, самый резвый, будто шило в заднице, ученик. И у нас был такой, Чертов. Лев Шавельевич его любил и по своему опекал. Когда нашему "черту" было совсем невмоготу сидеть на одном месте, Лев Шавельевич делал суровый вид и предлагал ему -"Выйди дружок в коридор, попасись". Тот тут же уходил в коридор , но терпенья хватало ненадолго и минут через 5 он постоянно открывал двери, пока его не запускали обратно до следующей прогулки.
Двум Поповым Владимирам Николаевичам, Лев Шавельевич сразу приделал номера и стали их величать как царей , Попов I-й и Попов 2-й.
Цыганистого вида Федор Федорович Богданов, учитель физики, благодаря которому мы с другом, Валерой Клафтон, позаписывались в целый ряд кружков в доме пионеров.
Вера Петровна Шабунина - учитель географии прививала тягу не только к знаниям , но и к дальним путешествиям, совершить которые в то время было просто невозможно.
Момотова Нина Михайловна - немецкий язык. В нашем же классе учился и ее младший брат. После войны прошло всего 5 лет и отношение ко всему немецкому сыграло свою роль. Уроки срывали разными способами. Скромная, застенчивая  Нина Михайловна порой уходила из класса в слезах в середине урока, но и дирекция мало ей могла помочь, видимо так и не могли нам лоботрясам внушить, что немецкий язык и фашизм- совершенно разные вещи.
Одним из факторов, что мы в среднем, пусть и слабовато, но учились, было подкармливание и профилактика. Профилактика заключалась в регулярных осмотрах, прививках и противном рыбьем жире. Подкармливание заключалось в раздаче сладких булочек, ирисок,гематогена, сахара или леденцов, чтобы голова лучше работала. Возможно какой-то толк от этого и был, со стороны видней , но нам это нравилось. Особенно интересно проходила
раздача сахарного песка.
На  большой перемене у выхода из класса стояли две женщины , класный руководитель и кто-то из персонала. У одной в руках большой кулек из вощеной бумаги с песком и ложка.
Класный руководитель вычитывает из класного журнала - "Абрамов" . Абрамов послушно подходит к двери, поворачивает голову лицом к потолку и открывает рот. Дама с кульком насыпает ему в рот  две ложки песка и тот довольный выходит жевать его уже в коридор. - "Брагин".  Боря Брагин проделывает тот же трюк и тоже выходит жевать и т.д.
Без хулиганства тоже не обходилось, были и драки, но присутствовал определенный элемент благородства.
Учился в нащем классе Гена Дерягин. Не очень резвый, в меру скромный, вперед никогда не лез, но был чрезвычайно справедлив. По-моему лучше всех знал математику.
Как-то на большой перемене мы с Борей Брагиным повздорили из-за кокой-то мелочи, стали задирать друг друга, в обнимку упали на пол в классе. Дело шло к драке. Генка бросился нас разнимать и выдал заключение, - " Слушать всем. После уроков все идем на пляж (дело было весной). Худяков с Брагиным драться будут." Затем было еще два урока. Все забылось, будто и не было. Учитель, попрощавшись, вышел из класса, а за учительским столом Гена, -" Собираемся и все на пляж. Худяков с Брагиным выясняют отношения". Шли большой толпой, все вокруг, а мы внутри и вроде
как на прогулке. Зла никакого не было, но порядок есть порядок. На пляже все в круг , а мы в середине. Драться не хотелось, да и непонятно по какой причине. Нас подталкивали со всех сторон, пока мы не сошлись нос к носу и тут понеслось. Через пару минут после нескольких сильных взаимных ударов у каждого пошла кровь из носа. Теперь уже нас с большой силой растащили в стороны. Это называлось дракой до первой кровянки. Гена снова вышел на сцену, - " Если в следующий раз у кого-то зачешутся кулаки из-за всякой ерунды, то прошу сюда, на пляж. Здесь и свежий воздух и интересное событие, и водичка со снегом рядом, морду умыть".
" В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот может достичь ее сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам"-  этот лозунг висел слева при входе в школу и потому впечатался в память навсегда.
По-моему учитель и есть этот самый ученый школьной науки и проводник в нашем сложном, порой безжалостном, порой циничном мире, называемом сегодня демократией и вседозволенностью. Я глубоко благодарен учителям нашей замечательной школы за их безграничное терпенье, за их доброту, преданность своему делу, за их попытки сделать из нас порядочных людей. Не все, конечно, но большинство получилось.
Большой Вам поклон за Ваш чрезвычайно сложный, но благородный труд.
Прошу Вас меня извинить за возможные ошибки, да и учителей было больше, но память может и подвести, не 16 лет.
Ученик школы №6 с 1-го по 8-й класс периода1946-54г  Худяков В.В.
P.S. Кстати в тот период были классы с индексом " Д " , к примеру 6-й Д